У нас, итак, много работы – слышат специалисты по системе менеджмента качества (далее -СМК) от сотрудников организации, внедряющих на предприятиях. Зачем на это надо? – задают вопросы заместители директоров.

В самом начале пути по внедрению СМК на предприятий основную роль играет принцип, называемый «Лидерство руководства» , без него весь процесс практически не возможен и не эффективен. Как только руководитель предприятия понимает насколько проще и прозрачнее может быть работа на предприятий, используя инструменты менеджмента качества, процесс внедрения становится не только инициативой «снизу», такое тоже бывает, в случаях когда коллектив понимает необходимость, но не обладает полномочиями для таких решений.  В любом случае все исполнители, работают лучше, когда результатами их деятельности заинтересован работодатель.  Наш менталитет не воспринимает «работу ради работы», «инициативу ради создания себе дополнительной работы», мы четко готовы выполнять, что нам скажут и не тратить свою энергию свыше требуемого, и это нормально. Главное, что все принципиальные особенности менеджмента качества, уже в современной его трактовке коррелируют и с опытом прошлых лет и с психологическими особенностями управления персоналом. Тут идет однозначное формирование такой системы, способной внутри определенной организации создать баланс при этом не приводя к координальным переменам, а лишь детально убирая слабые места, и формируя самодостаточную систему управления.

Мы понимаем «Зачем?» и «Почему?», получив какие - то проблемы, например, с отсутствием необходимой информации по уже выполненным работам, непонимание распределения полномочий, финансовые траты из-за упущений или недоработок по причине отсутствия опять же четких регламентов работ и документирования процессов, не ведения требуемых записей и т.д. Можно до бесконечности во всем вышеперечисленном винить сотрудников и менять их «как перчатки», а можно воспользоваться уже не новыми, но достаточно проверенными временем инструментами менеджмента качества и внедрить их в работу организации.

Придется справится с многочисленными противостояниями сотрудников, так сказать «человеческим фактором». Работать упорядоченно и в строго определенном режиме после отсутствия регламентации и конкретизации, достаточно сложно, но только первое время, и даже может казаться что работы больше или наоборот. При включении всей организации  в единую систему организованности и распределенности, то мы получаем:

- понимание сотрудниками порядка работы и своей ответсвенности на каждом этапе;

- понятные и прозрачные  взаимосвязи между отделами, если это требуется, то с конкретизацией до наименований должностей, ответственных за коммуникацию и с описанием их участия в процессах другого отдела;

- решение вопросов с видами и формами внутренней документации и записей организации и четкими схемами работы с ними;

- и конечно же большое количество положительных моментов как для организации в целом, так и для ее руководства.

Не будем сейчас говорить о всевозможных оценочных критериях результативности процессов системы менеджмента качества, об этом написано очень много и в крайнем случае это уже совсем другая история…

Реальный эффект от внедрения СМК – это упорядоченная работа коллектива со сниженными рисками получения нареканий со стороны проверяющих организаций и непосредственно заказчиков (потребителей).

Главной задачей системы менеджмента качества является использование ее в каждодневной работе организации, исключить «мы делаем, как делаем и мы так всегда делали», а не как нужно и установлено законодательством РФ, стандартами, внутренними документами организации. СМК являясь системой Управления качеством в первую очередь верный помощник руководителей всех уровней и надежных консультант исполнителей. 

Система должна работать и жить вместе с организацией, изменяться, дорабатываться и пересматриваться и периодически проверяться самой организацией.

Зачем сертификация СМК?

Сертификация системы менеджмента качества  - это вложения в будущее организации, снижение рисков выпуска бракованной продукции и оказания некачественных услуг, оптимизация работы персонала, повышение ответственности у исполнителей и все то о чем, говорилось выше. Да проверка независимой организацией, это затратно, но результативно для повышения внутренней ответственности персонала, мотивация к их профессиональному росту и развитию, и вместе с этим и новый уровень организации и новые возможности! И соответственно вполне реальный и существенный экономический эффект.

Региональный центр нормативно-технической поддержки инноваций КГАУ «КРИТБИ» ведет работы по консультированию предприятий в области разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества предприятий и предоставляет подробную информацию об организациях, которые занимаются данными вопросами.